Сегодня кураторы в арт-сфере могут работать как постоянными сотрудниками в конкретной институции, так и быть независимыми — и предлагать свои проекты различным художественным организациям, тем самым выступая в роли приглашенного куратора. Но много ли таких примеров знает история и чему можно у них поучиться?

Первым независимым куратором по праву можно считать Харальда Зеемана (1933-2005). Именно он в 1960-е экспериментировал с форматом выставок. До того, как заняться организацией выставок, Харальд защитил диссертацию, связанную с современной книжной иллюстрацией, имел отношение к театральной деятельности и журналистике, проявлял интерес к дадаизму, сюрреализму и современному искусству в целом.

Первая его масштабная выставка — «Когда позиции становятся формой» 1969 года, которая стала знаковой для всего концептуального искусства Америки. Для Зеемана эта выставка была лабораторией, в которой сосуществовали мировоззрения разных авторов. Он дал художникам настоящую свободу действий. Они могли представить как само произведение, так и его воображаемый проект — ограничений не было. Эта выставка демонстрировала, как произведения могут существовать не только в материальной форме, но и в качестве идей, что для того времени стало новым выставочным форматом.

Другой независимый куратор — Люси Липпард (р. 1937). Она окончила факультет музеологии, была историком искусства, писала статьи для журналов, занималась арт-критикой. Её деятельность связана с феминистским искусством и его защитой, а также с концептуальным искусством. В 1960-е годы она участвовала в протестах против Музея современного искусства в Нью-Йорке и выступала против дискриминации женщин-художниц.

Её первая выставка прошла в 1966 году и называлась «Эксцентричная абстракция». Так Липпард выразила свой интерес к концептуальному искусству и феминизму. Выставка оказалась спорной для представителей художественного мира не только из-за феминистских мотивов, но и из-за того, что в то время должность критика, которым была Липпард, не могла совмещаться с должностью куратора выставок. Сейчас Липпард отошла от глобального художественного мира, ведет размеренную жизнь за городом и изучает культуру стран третьего мира.

Одним из самых известных ныне живущих кураторов можно назвать Ханса Ульриха Обриста (р. 1968). В своей книге «Пути кураторства» он писал: «Задача кураторства в том, чтобы создавать связи и позволять различиям соприкасаться». Для него кураторство — умение вести диалог и воплощать самые смелые мечты художников. Обрист также является автором книги «Краткая история кураторства», в которой собраны интервью значимых кураторов, работавших с различными темами и имеющих уникальный взгляд на свою профессию.

В 1993 году открылся его выставочный проект «Do it». В основе выставок лежали инструкции от художников, с помощью которых можно было создать своё произведение искусства. Поскольку инструкции следовал не сам художник, а публика или работники музея, это открывало возможность для интерпретации и создания уникального произведения. В конце выставки музеи должны были уничтожать как созданные произведения, так и инструкции к ним.

Как широкий круг обязанностей современного куратора, так и биографии конкретных кураторов говорят о том, что кураторами могут стать люди самых разных профессией, имеющие свой уникальный жизненный опыт. Кураторы — это люди, которые благодаря своим организаторским способностям могут связывать в физическом пространстве смыслы, делая его пространством для диалога и ответной реакции. У каждого свой путь кураторства, и будет ли он независимым или связанным с конкретной институцией — выбирать только вам.
Выделить главное
Нет времени, чтобы прочесть полностью?
Эта кнопка поможет подчеркнуть главное в тексте
Сегодня кураторы в арт-сфере могут работать как постоянными сотрудниками в конкретной институции, так и быть независимыми — и предлагать свои проекты различным художественным организациям, тем самым выступая в роли приглашенного куратора. Но много ли таких примеров знает история и чему можно у них поучиться?

Первым независимым куратором по праву можно считать Харальда Зеемана (1933-2005). Именно он в 1960-е экспериментировал с форматом выставок. До того, как заняться организацией выставок, Харальд защитил диссертацию, связанную с современной книжной иллюстрацией, имел отношение к театральной деятельности и журналистике, проявлял интерес к дадаизму, сюрреализму и современному искусству в целом.

Первая его масштабная выставка — «Когда позиции становятся формой» 1969 года, которая стала знаковой для всего концептуального искусства Америки. Для Зеемана эта выставка была лабораторией, в которой сосуществовали мировоззрения разных авторов. Он дал художникам настоящую свободу действий. Они могли представить как само произведение, так и его воображаемый проект — ограничений не было. Эта выставка демонстрировала, как произведения могут существовать не только в материальной форме, но и в качестве идей, что для того времени стало новым выставочным форматом.

Другой независимый куратор — Люси Липпард (р. 1937). Она окончила факультет музеологии, была историком искусства, писала статьи для журналов, занималась арт-критикой. Её деятельность связана с феминистским искусством и его защитой, а также с концептуальным искусством. В 1960-е годы она участвовала в протестах против Музея современного искусства в Нью-Йорке и выступала против дискриминации женщин-художниц.

Её первая выставка прошла в 1966 году и называлась «Эксцентричная абстракция». Так Липпард выразила свой интерес к концептуальному искусству и феминизму. Выставка оказалась спорной для представителей художественного мира не только из-за феминистских мотивов, но и из-за того, что в то время должность критика, которым была Липпард, не могла совмещаться с должностью куратора выставок. Сейчас Липпард отошла от глобального художественного мира, ведет размеренную жизнь за городом и изучает культуру стран третьего мира.

Одним из самых известных ныне живущих кураторов можно назвать Ханса Ульриха Обриста (р. 1968). В своей книге «Пути кураторства» он писал: «Задача кураторства в том, чтобы создавать связи и позволять различиям соприкасаться». Для него кураторство — умение вести диалог и воплощать самые смелые мечты художников. Обрист также является автором книги «Краткая история кураторства», в которой собраны интервью значимых кураторов, работавших с различными темами и имеющих уникальный взгляд на свою профессию.

В 1993 году открылся его выставочный проект «Do it». В основе выставок лежали инструкции от художников, с помощью которых можно было создать своё произведение искусства. Поскольку инструкции следовал не сам художник, а публика или работники музея, это открывало возможность для интерпретации и создания уникального произведения. В конце выставки музеи должны были уничтожать как созданные произведения, так и инструкции к ним.

Как широкий круг обязанностей современного куратора, так и биографии конкретных кураторов говорят о том, что кураторами могут стать люди самых разных профессией, имеющие свой уникальный жизненный опыт. Кураторы — это люди, которые благодаря своим организаторским способностям могут связывать в физическом пространстве смыслы, делая его пространством для диалога и ответной реакции. У каждого свой путь кураторства, и будет ли он независимым или связанным с конкретной институцией — выбирать только вам.
Made on
Tilda