Кто важнее в современном арт-мире — художник или куратор? Чем они отличаются, а чем похожи? Зачем мне становиться куратором, если художники сами прекрасно справляются? Может ли художник быть хорошим куратором? Создан ли куратор для того, чтобы воплощать мечты художника? Взаимодействие куратора и художника до сих пор вызывает много вопросов и споров.

Еще в XVIII веке в Лувре декораторы первыми стали заниматься развеской произведений искусства. Они зачастую и были художниками. Но со временем работа художника и деятельность организатора выставок стали всё больше отдаляться друг от друга.

В XXI веке профессиональный куратор уже обладает навыками из самых разных профессиональных сфер — он одновременно и организатор, и исследователь, и художник. Куратор формирует не только концептуальную основу выставки, но и справляется с любыми непредвиденными обстоятельствами (подвели монтажники; сорвался договор со спонсором), чтобы провести выставку через этапы становления, расцвета и угасания — от первоначальной концепции до демонтажа.

Кажется, что художник легко может быть куратором, ибо находится в самом эпицентре художественных процессов. И такая возможность действительно не исключена — для этого ему необходимо обладать достаточным опытом, организаторскими способностями и умением синтезировать идеи. Однако взгляд со стороны для художника бывает куда более продуктивным, и именно в этом помогает куратор. Поскольку искусство неразрывно связано с социальной средой (ибо оно в этой среде и существует), видение другого необходимо, чтобы лучше понять самого себя, свое творчество и возможности его воздействия на других людей. Помимо этого куратор берёт на себя большую часть организационных вопросов, что позволяет художнику сосредоточиться на его творчестве.

Выставка куратора и произведение художника отличаются друг от друга по временному критерию. Куратор создаёт непостоянные объекты (выставки), которые существуют в ограниченный промежуток времени, после чего выставочное пространство уничтожается физически и символически — происходит демонтаж выставки. Пустое помещение становится обещанием того, что в скором времени здесь появятся новые объекты, которые изменят всё вокруг. Произведения художника, как правило, более долговременные, если только их уничтожение (как часть перфоманса) не является частью авторской задумки. Куратору в данном случае выбирать не приходится — он изначально понимает, что конструирует художественное пространство, которое не будет существовать всегда. Если только это не постоянная выставочная экспозиция, что в практике современного куратора случается значительно реже.

Несмотря на разницу в темпоральном плане, и художник, и куратор являются создателями смыслов и участвуют в комбинации символов. Художник делает это через свои работы, куратор — через выставки. Однако возможности его (куратора) деятельности изначально зависят от существующих художественных практик и расширяются по мере их изменения. Для куратора многое, если не всё, начинается с задумки художника и его произведения. Как писал Ханс Ульрих Обрист в своей автобиографической книге «Пути кураторства», куратор, прежде всего, осуществляет мечты художника, поэтому ему важно интересоваться его (художника) нереализованными проектами. Благодаря открытости куратора идеям художника, неосуществимые, на первый взгляд, задумки становятся возможными на практике. Куратор даёт художнику пространство свободы, чтобы творческие идеи могли воплотиться в жизнь и стать частью выставочного пространства.

Основной кураторский метод — быть проводником, создавая возможности для диалога между людьми. Художник, если и абстрагируется, выходя за пределы своего интимного мира, то только чтобы найти то, что в конечном счете будет работать на его собственное творчество. Куратор не навязывает личное видение, но становится посредником между художником и зрителем, балансируя на грани этих двух способов восприятия. Он позволяет разным работам взаимодействовать друг с другом в символическом пространстве выставки, где каждая из них не теряет свою уникальность, а приобретает новые возможности для интерпретации и раскрывает в самой себе иные грани. Произведение искусства не должно затеряться в потоке других работ, и это, собственно, одна из задач куратора. Работа художника становится особой точкой притяжения среди таких же точек, и все вместе они ведут зрителя по выставке.

Кроме создания символического пространства с учётом уникальных особенностей каждого произведения, профессиональный куратор объясняет своё видение искусства и мыслит критически. Некритический подход может привести к поверхностному прочтению работ художников — так, чтобы экспонировать конкретную работу художника, может понадобиться погружение в остальные его произведения. В случае ошибки нельзя будет оправдаться авторской задумкой, поскольку выставка — не отражение внутреннего мира куратора, как это было бы в случае работ художника, а место, где могут пересекаться совершенно разные точки зрения, которым необходимо сосуществовать друг с другом. Куратор берёт на себя ответственность за принятые решения, ведь каждый его шаг влияет на то, как выставка будет в конечном итоге восприниматься и интерпретироваться.

Ещё одна область ответственности куратора — это посредничество между институцией и художником. Он выбирает работы и вписывает авторов в историю искусств как независимый эксперт. В России куратора можно назвать значимой фигурой именно с этой точки зрения. Он обладает властью выбирать — художники зачастую не привязаны к институциям, и именно поэтому куратор определяет, какой художник станет частью выставки, а какой нет. Производя селекцию, например, через формат open call, он легитимирует работы того или иного художника для арт-мира, и в этом заключается одно из его профессиональных полномочий.
Выделить главное
Нет времени, чтобы прочесть полностью?
Эта кнопка поможет подчеркнуть главное в тексте
Так чем же куратор отличается от художника*?
Основные обязанности
Куратор
Отвечает за смысловую наполненность выставки, размещение произведений, организационные вопросы, слаженную работу всех членов команды. Должен контролировать выставку на всех этапах её создания и нести ответственность за свой выбор.
Художник
Представляет работу для выставки и даёт её концептуальное обоснование. Может осуществлять монтаж своей работы.
Объект деятельности
Куратор
Символическое выставочное пространство, чаще всего временное, где каждая работа сохраняет свою уникальность и приобретает новые смыслы благодаря взаимодействию с другими работами.
Художник
Художественное произведение, которое существует в конкретном пространстве и непредсказуемым образом влияет на зрителей.
Отношения со зрителем
Куратор
Создаёт особую структуру выставки, где произведения искусства становятся точками притяжения, рассчитанными на зрителя и его восприятие. Связывает зрителя и художника.
Художник
Через своё искусство выстраивает диалог со зрителем, вызывая с их стороны смысловые интерпретации и эмоциональную реакцию.Художественное произведение, которое существует в конкретном пространстве и непредсказуемым образом влияет на зрителей.
Отношения с институциями
Куратор
Обычно принадлежит к определённой институции, однако может и не зависеть от неё. Обладая полномочиями независимого эксперта и возможностью предоставить пространство, вписывает художника в историю искусств и вводит его в арт-мир.
Художник
Является независимым творцом, который зачастую не привязан к институциям. Чаще всего связывается с институциями через кураторов или в рамках конкурсов и грантов.
Направленность внимания
Куратор
Нацеленность на взаимодействие художественных работ и социальных агентов между собой. Агентами выступают художники и зрители.
Художник
Сосредоточенность на личном восприятии различных тем, процессов, сюжетов, которые в дальнейшем воплощаются в конкретной художественной форме.
*Данные характеристики включают в себя обобщённые типы художника и куратора — в жизни цели, намерения и взгляды на искусство и одного, и другого разнятся от случая к случаю и зависят от опыта конкретного человека. Художник может быть куратором, а куратор вдруг стать художником — границы не всегда так очевидны. И всё же приведённое сравнение позволяет определить те тонкие различия, которые отделяют деятельность куратора от творчества художника. Эти различия говорят о том, что один без другого существовать не может — куратор и художник взаимно дополняют друг друга, распределяя обязанности между собой и создавая пространство для диалога.
Кто важнее в современном арт-мире — художник или куратор? Чем они отличаются, а чем похожи? Зачем мне становиться куратором, если художники сами прекрасно справляются? Может ли художник быть хорошим куратором? Создан ли куратор для того, чтобы воплощать мечты художника? Взаимодействие куратора и художника до сих пор вызывает много вопросов и споров.

Еще в XVIII веке в Лувре декораторы первыми стали заниматься развеской произведений искусства. Они зачастую и были художниками. Но со временем работа художника и деятельность организатора выставок стали все больше отдаляться друг от друга.

В XXI веке профессиональный куратор уже обладает навыками из самых разных профессиональных сфер — он одновременно и организатор, и исследователь, и художник. Куратор формирует не только концептуальную основу выставки, но и справляется с любыми непредвиденными обстоятельствами (подвели монтажники; сорвался договор со спонсором), чтобы провести выставку через этапы становления, расцвета и угасания — от первоначальной концепции до демонтажа.

Кажется, что художник легко может быть куратором, ибо находится в самом эпицентре художественных процессов. И такая возможность действительно не исключена — для этого ему необходимо обладать достаточным опытом, организаторскими способностями и умением синтезировать идеи. Однако взгляд со стороны для художника бывает куда более продуктивным, и именно в этом помогает куратор. Поскольку искусство неразрывно связано с социальной средой (ибо оно в этой среде и существует), видение другого необходимо, чтобы лучше понять самого себя, свое творчество и возможности его воздействия на других людей. Помимо этого куратор берёт на себя большую часть организационных вопросов, что позволяет художнику сосредоточиться на его творчестве.

Выставка куратора и произведение художника отличаются друг от друга по временному критерию. Куратор создаёт непостоянные объекты (выставки), которые существуют в ограниченный промежуток времени, после чего выставочное пространство уничтожается физически и символически — происходит демонтаж выставки. Пустое помещение становится обещанием того, что в скором времени здесь появятся новые объекты, которые изменят всё вокруг. Произведения художника, как правило, более долговременные, если только их уничтожение (как часть перфоманса) не является частью авторской задумки. Куратору в данном случае выбирать не приходится — он изначально понимает, что конструирует художественное пространство, которое не будет существовать всегда. Если только это не постоянная выставочная экспозиция, что в практике современного куратора случается значительно реже.

Несмотря на разницу в темпоральном плане, и художник, и куратор являются создателями смыслов и участвуют в комбинации символов. Художник делает это через свои работы, куратор — через выставки. Однако возможности его (куратора) деятельности изначально зависят от существующих художественных практик и расширяются по мере их изменения. Для куратора многое, если не всё, начинается с задумки художника и его произведения. Как писал Ханс Ульрих Обрист в своей автобиографической книге «Пути кураторства», куратор, прежде всего, осуществляет мечты художника, поэтому ему важно интересоваться его (художника) нереализованными проектами. Благодаря открытости куратора идеям художника, неосуществимые, на первый взгляд, задумки становятся возможными на практике. Куратор даёт художнику пространство свободы, чтобы творческие идеи могли воплотиться в жизнь и стать частью выставочного пространства.

Основной кураторский метод — быть проводником, создавая возможности для диалога между людьми. Художник, если и абстрагируется, выходя за пределы своего интимного мира, то только чтобы найти то, что в конечном счете будет работать на его собственное творчество. Куратор не навязывает личное видение, но становится посредником между художником и зрителем, балансируя на грани этих двух способов восприятия. Он позволяет разным работам взаимодействовать друг с другом в символическом пространстве выставки, где каждая из них не теряет свою уникальность, а приобретает новые возможности для интерпретации и раскрывает в самой себе иные грани. Произведение искусства не должно затеряться в потоке других работ, и это, собственно, одна из задач куратора. Работа художника становится особой точкой притяжения среди таких же точек, и все вместе они ведут зрителя по выставке.

Кроме создания символического пространства с учётом уникальных особенностей каждого произведения, профессиональный куратор объясняет своё видение искусства и мыслит критически. Некритический подход может привести к поверхностному прочтению работ художников — так, чтобы экспонировать конкретную работу художника, может понадобиться погружение в остальные его произведения. В случае ошибки нельзя будет оправдаться авторской задумкой, поскольку выставка — не отражение внутреннего мира куратора, как это было бы в случае работ художника, а место, где могут пересекаться совершенно разные точки зрения, которым необходимо сосуществовать друг с другом. Куратор берёт на себя ответственность за принятые решения, ведь каждый его шаг влияет на то, как выставка будет в конечном итоге восприниматься и интерпретироваться.

Ещё одна область ответственности куратора — это посредничество между институцией и художником. Он выбирает работы и вписывает авторов в историю искусств как независимый эксперт. В России куратора можно назвать значимой фигурой именно с этой точки зрения. Он обладает властью выбирать — художники зачастую не привязаны к институциям, и именно поэтому куратор определяет, какой художник станет частью выставки, а какой нет. Производя селекцию, например, через формат open call, он легитимирует работы того или иного художника для арт-мира, и в этом заключается одно из его профессиональных полномочий.
Так чем же куратор отличается от художника*?
Основные обязанности:

Куратор
Отвечает за смысловую наполненность выставки, размещение произведений, организационные вопросы, слаженную работу всех членов команды. Должен контролировать выставку на всех этапах её создания и нести ответственность за свой выбор.

Художник
Представляет работу для выставки и даёт её концептуальное обоснование. Может осуществлять монтаж своей работы.


Объект деятельности

Куратор
Символическое выставочное пространство, чаще всего временное, где каждая работа сохраняет свою уникальность и приобретает новые смыслы благодаря взаимодействию с другими работами.

Художник
Художественное произведение, которое существует в конкретном пространстве и непредсказуемым образом влияет на зрителей.


Отношения со зрителем

Куратор
Создаёт особую структуру выставки, где произведения искусства становятся точками притяжения, рассчитанными на зрителя и его восприятие. Связывает зрителя и художника.

Художник
Через своё искусство выстраивает диалог со зрителем, вызывая с их стороны смысловые интерпретации и эмоциональную реакцию.


Отношения с институциями

Куратор
Обычно принадлежит к определённой институции, однако может и не зависеть от неё. Обладая полномочиями независимого эксперта и возможностью предоставить пространство, вписывает художника в историю искусств и вводит его в арт-мир.

Художник
Является независимым творцом, который зачастую не привязан к институциям. Чаще всего связывается с институциями через кураторов или в рамках конкурсов и грантов.


Направленность внимания

Куратор
Нацеленность на взаимодействие художественных работ и социальных агентов между собой. Агентами выступают художники и зрители.

Художник
Сосредоточенность на личном восприятии различных тем, процессов, сюжетов, которые в дальнейшем воплощаются в конкретной художественной форме.
*Данные характеристики включают в себя обобщённые типы художника и куратора — в жизни цели, намерения и взгляды на искусство и одного, и другого разнятся от случая к случаю и зависят от опыта конкретного человека. Художник может быть куратором, а куратор вдруг стать художником — границы не всегда так очевидны. И всё же приведённое сравнение позволяет определить те тонкие различия, которые отделяют деятельность куратора от творчества художника. Эти различия говорят о том, что один без другого существовать не может — куратор и художник взаимно дополняют друг друга, распределяя обязанности между собой и создавая пространство для диалога.
Художник и куратор точно родственны в одном: и тот и другой является Автором. Но в случае с художником это авторство носит узконаправленный характер, художник зачастую замкнут на своем проекте, серии, отдельной работе. Его взгляд целиком сконцентрирован на внутренних творческих процессах. Куратора же, напротив, отличает взгляд «вовне», придуманную и собранную им концепцию он видит и оценивает целиком. Таким образом, их отличает прямо противоположная оптика.

Конечно, художник может быть куратором. Может собрать проект из родственных ему авторов, схожих с ним по темам, возможно, стилевым отличиям или концептуально. Вообще для художника опыт кураторства очень важен: он дает возможность оценить происходящее со стороны, посмотреть на свои же работы под иным углом и, возможно, пересмотреть свои же художественные принципы и задачи.

Допускаю, что не всем художникам нужен куратор. Есть авторы, которые очень четко артикулируют свою творческую позицию и способны выразить ее не только пластически, но и вербально. Другое дело, что куратор это не только тот, кто напишет грамотный текст и сделает этикетки к работам, его задача, в том числе, состоит в поддержке автора или авторов, в сопровождении работы от художника до зрителя, в построении творческого диалога и аргументированном взгляде на проект целиком.
Люся Янгирова,
искусствовед, куратор,
координатор образовательных программ школы «Свободные мастерские» (MMOMA)
Художник и куратор точно родственны в одном: и тот и другой является Автором. Но в случае с художником это авторство носит узконаправленный характер, художник зачастую замкнут на своем проекте, серии, отдельной работе. Его взгляд целиком сконцентрирован на внутренних творческих процессах. Куратора же, напротив, отличает взгляд «вовне», придуманную и собранную им концепцию он видит и оценивает целиком. Таким образом, их отличает прямо противоположная оптика.

Конечно, художник может быть куратором. Может собрать проект из родственных ему авторов, схожих с ним по темам, возможно, стилевым отличиям или концептуально. Вообще для художника опыт кураторства очень важен: он дает возможность оценить происходящее со стороны, посмотреть на свои же работы под иным углом и, возможно, пересмотреть свои же художественные принципы и задачи.

Допускаю, что не всем художникам нужен куратор. Есть авторы, которые очень четко артикулируют свою творческую позицию и способны выразить ее не только пластически, но и вербально. Другое дело, что куратор это не только тот, кто напишет грамотный текст и сделает этикетки к работам, его задача, в том числе, состоит в поддержке автора или авторов, в сопровождении работы от художника до зрителя, в построении творческого диалога и аргументированном взгляде на проект целиком.
Люся Янгирова,
искусствовед, куратор,
координатор образовательных программ школы «Свободные мастерские» (MMOMA)
Made on
Tilda